Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики

Порфирий. Жизнь Пифагора

 

Почти все согласно утверждают, что Пифагор был сыном Мнесарха, но разноречиво судят о происхожде­нии самого Мнесарха. Некоторые считают Мнесарха уроженцем Самоса. Но Клеанф (в V книге «Мифиче­ских повествований») говорит, будто Мнесарх был си­риец из сирийского Тира и будто он однажды в неуро­жайный год приплыл на Самос по торговым делам, ус­троил раздачу хлеба и за это был удостоен самосского гражданства. Потом, так как Пифагор с детских лет оказался способен ко всем наукам, Мнесарх отвез его в Тир и привел к халдеям, где Пифагор и овладел все­ми их знаниями. Вернувшись оттуда в Ионию, Пифагор сперва учился при Ферекиде Сиросском, а потом при Гермодаманте, сыне Креофила, доживавшем век на Самосе.

Впрочем, по словам Клеанфа, иные уверяют даже, что отец Пифагора был тирренец из тех, которые по­селились на Лемносе1; оттуда он по делам приехал на Самос, остался там и получил гражданство; а когда он ездил в Италию, то брал с собою и мальчика Пифаго­ра; Италия тогда благоденствовала, и потому-то Пи­фагор впоследствии опять отправился туда.

Клеанф перечисляет также двух старших братьев Пифагора — Евноста и Тиррена; Аполлоний (в кни­гах про Пифагора) упоминает и мать Пифагора — Пифаиду из потомства Анкея, основателя Самоса; а некоторые, по свидетельству Аполлония, считали его отпрыском Аполлона и Пифаиды и лишь на словах — сыном Мнесарха. Так говорит и один самосский поэт:

Фебу, Зевесову сыну,

рожден Пифагор Пифаидой —

 Той, что в Самосской земле

всех затмевала красой.

Учился же он, по словам Аполлония, не только у Ферекида, но и у Гермодаманта и у Анаксимандра.

Дурид Самосский во II книге «Времясчисления» добавляет, что у Пифагора был сын Аримнест, настав­ник Демокрита; этот Аримнест, воротясь из изгнания, поставил за это в храм Геры медную статую двух лок­тей в поперечнике, сделав на ней такую надпись:

Сын Пифагора меня Аримнест

в этом храме поставил,

Миру в ученых речах

многую мудрость явив.

Статую эту похитил тот Сим, который присвоил сочинения «О гармонии» и «Канон» и издал их как свои; там были статуи всех семи наук2. Сим похитил одну из них, а после этого исчезли и остальные, ука­занные в посвятительной надписи. А другие пишут, что от критянки Феано, дочери Пифанакта, у Пифа­гора был сын Телавг и дочь Мия; иные упоминают и дочь Аригноту, от которой даже сохранились пифаго­рейские сочинения. И Тимей рассказывает, что дочь Пифагора в девичестве была в Кротоне первой в хоро­воде девиц, а в замужестве — первой в хороводе за­мужних и что дом ее кротонцы посвятили Деметре, а переулок, где он стоял,— Музам.

Наконец, Лин в IV книге «Истории» упоминает, что разногласия были даже относительно места рождения Пифагора: «Если ты затруднишься назвать роди­ну и город, гражданином которых случилось быть это­му мужу, то пусть это тебя не смущает: иные говорят, что он с Самоса, иные — что из Флиунта, иные — что из Метапонта».

Что касается его учения, то большинство писавших утверждают, что так называемые математические на­уки он усвоил от египтян, халдеев и финикиян (ибо ге­ометрией издревле занимались египтяне, числами и подсчетами — финикияне, а наблюдением небес — халдеи), а от магов услышал о почитании богов и о прочих жизненных правилах. Первое знакомо многим, потому что записано в книгах; зато прочие жизненные правила известны менее. О чистоте своей он так заботился (пишет Евдокс в VII книге «Объезда земли»), что избегал и убийств и убийц: не только воздержи­вался от животной пищи, но даже сторонился поваров и охотников. Антифонт в книге «О жизни мужей, отличавшихся добродетелью» рассказывает, какую вы­носливость выказал Пифагор в Египте. Пифагор ус­лышал, как хорошо в Египте воспитывают жрецов, и захотел сам получить такое воспитание; он упросил ти­рана Поликрата написать египетскому царю Амасису, своему другу и гостеприимцу, чтобы тот допустил Пи­фагора к этому обучению. Приехав к Амасису, он по­лучил от него письмо к жрецам; побывав в Гелиополе, отправился в Мемфис, будто бы к жрецам постарше; но, увидев, что на самом деле и здесь то же, что и в Гелиополе, из Мемфиса он таким же образом пустился в Диосполь. Там жрецы из страха перед царем не реша­лись выдать ему свои заветы и думали отпугнуть его от замысла безмерными тяготами, назначая ему задания, трудные и противные эллинским обычаям. Однако он исполнял их с такой готовностью, что они в недоуме­нии допустили его и к жертвоприношениям и к бого­служениям, куда не допускался никто из чужеземцев.

Воротившись в Ионию, он устроил у себя на роди­не училище; оно до сих пор называется Пифагоровой оградой, и самосцы там собираются на советы по об­щественным делам. А за городом он приспособил для занятий философией одну пещеру и проводил там поч­ти все свои дни и ночи, беседуя с друзьями. Но в со­рок лет (по словам Аристоксена) он увидел, что ти­рания Поликрата слишком сурова, чтобы свободный человек мог выносить такую деспотическую власть; и тогда он собрался и отправился в Италию3.

Многие подробности об этом философе, которых я не хочу пропустить, сообщает Диоген в книге «Чудеса по ту сторону Фулы». Он говорит, что Мнесарх был тирренцем — из тех тирренцев, которые заселили Лемнос, Имброс и Скирос, что он объездил много го­родов и стран и однажды нашел под большим красивым белым тополем грудного младенца, который ле­жал, глядя прямо в небо, и не мигая смотрел на солн­це, а во рту у него была маленькая и тоненькая трос­тинка, как свирель, и питался он росою, падавшею с тополя. С изумлением это увидев, Мнесарх решил, что мальчик этот — божественной породы, взял его с собой, а когда он вырос, отдал его самосскому жителю Андроклу, который поручил мальчику управлять сво­им домом. Мнесарх назвал мальчика Астреем4 и, бу­дучи богатым человеком, воспитал его вместе с тремя своими сыновьями, Евирстом, Тирревом и Пифаго­ром, из которых младший был усыновлен тем же Ан-дроклом. В детстве Пифагор учился у кифариста, живописца и атлета, а в юности пришел в Милет к Ана-ксимандру учиться геометрии и астрономии. Ездил он, по словам Диогена, и в Египет, и к арабам, и к халде­ям, и к евреям; там он научился и толкованию снов и первый стал гадать по ладану. В Египте он жил у жре­цов, овладел всею их мудростью, выучил египетский язык с его тремя азбуками — письменной, священной и символической (первая из них изображает обычный язык, а две другие — иносказательный и загадоч­ный)5 и узнал многое о богах. У арабов он жил вместе с царем, а в Вавилоне — с халдеями; здесь побывал он и у Забрата6, от которого принял очищение от былой скверны, узнал, от чего должен воздерживаться взыскующий муж, в чем состоят законы природы и каковы начала всего. От этих-то народов и вывез Пифагор в своих странствиях главную свою мудрость. Пифаго­ру и подарил Мнесарх мальчика Астрея; и Пифагор принял его, изучил его лицо и тело в движении и по­кое, а затем дал ему воспитание. Ибо Пифагор первый достиг такого знания человека и умения распознавать природу каждого, что ни с кем не дружил и не знако­мился, не определив по лицу, каков этот человек. Был у него и другой мальчик, привезенный из Фракии, по имени Залмоксис; когда он родился, на него накинули медвежью шкуру, по-фракийски называемую залмою, отсюда и его имя. Пифагор его любил и научил его на­блюдению небес, священнослужениям и иному почи­танию богов. Мальчик этот (которого, по другим све­дениям, звали Фалес) почитается у варваров богом вместо Геракла7. Дионисофан сообщает, что он был ра­бом у Пифагора, но попал в плен к разбойникам и был заклеймен выжженными на лбу знаками, когда хозяин его Пифагор из-за гражданских смут находился в из­гнании. А другие уверяют, что имя Залмоксис означа­ет «чужеземец».

Когда на Делосе заболел Ферекид, Пифагор за ним ухаживал, а когда он умер, то похоронил его и за­тем вернулся на Самос, чтобы повидаться с Гермода-мантом и Креофилом. Здесь он прожил некоторое время; тогда-то он и помог самосскому атлету Евримену, который благодаря Пифагоровой мудрости, несмо­тря на свой малый рост, сумел осилить и победить на Олимпийских играх многих рослых противников. Де­ло в том, что остальные атлеты, по старинному обы­чаю, питались сыром и смоквами, а Евримен по сове­ту Пифагора первый стал ежедневно есть назначенное количество мяса и от этого набираться сил. Однако потом, усовершенствовавшись в мудрости, Пифагор посоветовал ему хоть и бороться, но не побеждать, ибо человек должен принимать на себя труды, но не навлекать, побеждая, зависти: ведь и увенчанные победите­ли небезупречны.

После этого, когда Самос подпал под тираниче­скую власть Поликрата, Пифагор рассудил, что не пристало философу жить в таком государстве, и решил отправиться в Италию. Остановившись по пути в Дельфах, он написал на гробнице Аполлона элегичес­кие стихи о том, что Аполлон был сын Силена, убитый Пифоном и погребенный в месте по имени Трипод; а имя это оно получило от трех дочерей Триопа, кото­рые там его, Аполлона, оплакивали8. Приехав на Крит, он побывал у жрецов Морга, одного из идей-ских дактилей9, и принял от них очищение камнем-громовником, ложась ниц поутру у моря, а ночью у реки в венке из шерсти черного барана. Спускался он там и в так называемую идейскую пещеру, одетый в черную шкуру, пробыл там положенные трижды де­вять дней, совершил всесожжение Зевсу, видел его застилаемый ежегодно престол, а на гробнице Зевса высек надпись под заглавием «Пифагор — Зевсу», начинающуюся так:

Зан здесь лежит, опочив,

меж людьми называемый Зевсом 10.

Достигнув Италии, он появился в Кротоне (об этом говорит Дикеарх) и сразу привлек там всеоб­щее уважение как человек, много странствовавший, многоопытный и дивно одаренный судьбою и приро­дою: с виду он был величав и благороден, а красота и обаяние были у него и в голосе, и в обхождении, и во всем. Сперва он взволновал городских старейшин; по­том, долго и хорошо побеседовав с юношами, он по просьбе властей обратил свое увещание к молодым и, наконец, стал говорить с мальчиками, сбежавшими­ся из училищ, и даже с женщинами, которые тоже со­брались на него посмотреть. Все это умножило гром­кую его славу и привело к нему многочисленных уче­ников из этого города, как мужчин, так и женщин, среди которых достаточно назвать знаменитую Феано; даже от соседних варваров приходили к нему и ца­ри и вожди. Но о чем он говорил собеседникам, никто не может сказать с уверенностью, ибо не случайно ок­ружали они себя молчанием; но прежде всего шла речь о том, что душа бессмертна, затем — что она пересе­ляется в животных и, наконец, что все рожденное вновь рождается через промежутки времени, что ниче­го нового на свете нет и что все живое должно счи­таться родственным друг другу. Все эти учения пер­вым принес в Элладу, как кажется, именно Пифагор. Он так привлекал к себе всех, что одна только речь, произнесенная при въезде в Италию (говорит Никомах), пленила своими рассуждениями более двух тысяч человек; ни один из них не вернулся домой, а все они вместе с детьми и женами устроили огромное учи­лище в той части Италии, которая называется Вели­кой Грецией, поселились при нем, а указанные Пифа­гором законы и предписания соблюдали ненарушимо, как божественные заповеди. Имущество они считали общим, а Пифагора причисляли к богам. Поэтому, ов­ладев так называемой «тетрактидой»11 [«четверкой»], одним из приемов, составлявших его тайное учение,— впрочем, приемом изящным и приложимым ко многим физическим вопросам,— они стали ею клясться, по­миная Пифагора как бога и прибавляя ко всякому сво­ему утверждению:

Будь свидетелем тот,

кто людям принес тетрактиду,

Сей для бессмертной души

исток вековечной природы!

Поселившись здесь, он увидел, что города Италии и Сицилии находятся в рабстве друг у друга, одни дав­но, другие недавно, и вернул им вольность, поселив в них помышления о свободе через своих учеников, ко­торые были в каждом городе. Так он освободил Кро­тон, Сибарис, Катанию, Регий, Гимеру, Акрагант, Тавромений и другие города, а некоторым, издавна тер­заемым распрями с соседями, даже дал законы через Харонда Катанского и Залевка Локрийского. А Симих, тиран Кентурип, после его уроков сложил свою власть и роздал свое богатство, частью — сестре, ча­стью — согражданам. Даже луканы, мессапы, певкетии, римляне, по словам Аристоксена, приходили к не­му. И не только через своих друзей умирял он раздо­ры внутренние и междоусобные, но и через их потом­ков во многих поколениях и по всем городам Италии и Сицилии. Ибо для всех, и для многих и для немно­гих, было у него на устах правило: беги от всякой хит­рости, отсекай огнем, железом и любым орудием от те­ла — болезнь, от души — невежество, от утробы — роскошество, от города — смуту, от семьи — ссору, от всего, что есть,— неумеренность. Если верить рас­сказам о нем старинных и надежных писателей, то на­ставления его обращались даже к бессловесным жи­вотным. В давнийской земле, где жителей разоряла одна медведица, он, говорят, взял ее к себе, долго гла­дил, кормил хлебом и плодами и, взявши клятву не трогать более никого живого, отпустил; она тотчас убежала в горы и леса, но с тех пор не видано было, чтобы она напала даже на скотину. В Таренте он уви­дел быка на разнотравье, жевавшего зеленые бобы, подошел к пастуху и посоветовал сказать быку, чтобы тот этого не делал. Пастух стал смеяться и сказал, что не умеет говорить по-бычьи; тогда Пифагор сам подо­шел к быку и прошептал ему что-то на ухо, после чего тот не только тут же пошел прочь от бобовника, но и более никогда не касался бобов, а жил с тех пор и умер в глубокой старости в Таренте при храме Геры, где слыл священным быком и кормился хлебом, который подавали ему прохожие. А на Олимпийских играх, когда Пифагор рассуждал с друзьями о птицегаданиях, знамениях и знаках, посылаемых от богов вестью тем, кто истинно боголюбив, то над ним, говорят, вдруг появился орел, и он поманил его к себе, погладил и опять отпустил. И, повстречав однажды рыбаков, тащивших из моря сеть, полную рыбы, он точно им сказал заранее, сколько рыб в их огромном улове; а на вопрос рыбаков, что он им прикажет делать, если так оно и выйдет, он велел тщательно пересчитать всех рыб и тех, которые окажутся живы, отпустить в море. Самое же удивительное, что все немалое время, пока шел счет, ни одна рыба, вытащенная из воды, в его присутствии не задохнулась.

Многим, кто приходил к нему, он напоминал о про­шлой их жизни, которую вела их душа, прежде чем об­лечься в их тело. Сам он был Евфорбом, сыном Памфа, и доказывал это неопровержимо; а из стихов Гоме­ра он больше всего хвалил и превосходно пел под лиру следующие строки:

Кровью власы оросилися,

сродные девам Харитам,

Кудри, держимые пышно златой

и серебряной связью.

Словно как маслина древо,

которое муж возлелеял

В уединении,

где искипает ручей многоводный,

Пышно кругом разрастается;

зыблют ее, прохлаждая,

Все тиховейные ветры,

покрытую цветом сребристым;

Но внезапная буря,

нашедшая с вихрем могучим,

С корнем из ямины рвет

и по черной земле простирает,—

Сына такого Панфоева,

гордого сердцем Евфорба

Царь Менелай низложил

и его обнажал от оружий 12.

А общеизвестные рассказы о том Евфорбовом щи­те, который среди троянского оружия был посвящен в Микенском храме Гере Аргивской, нет надобности пе­ресказывать.

Говорят, он переходил однажды со многочисленны­ми спутниками реку Кавкас13 и заговорил с ней, а она при всех внятным и громким голосом ему отвечала: «Здравствуй, Пифагор!» В один и тот же день он был и в италийском Метапонте, и в сицилийском Тавроме-нии, и тут и там разговаривая с учениками; это под­тверждают почти все, а между тем от одного города до другого большой путь по суше и по морю, которого не пройти и за много дней. Общеизвестно и то, как он показал гиперборейцу Абариду, жрецу гиперборейско­го Аполлона, свое бедро из золота в подтверждение его слов, что Пифагор и есть Аполлон Гиперборей­ский14; а когда однажды друзья его, глядя на подплывший корабль, гадали, прицениваясь, о его товарах, Пифагор сказал: «Быть у вас покойнику!» — и точно, на подплывшем корабле оказался покойник. Бесконеч­но много и других рассказов, еще более божественных и дивных, повествующих об этом муже согласно и уве­ренно; короче сказать, ни о ком не говорят так много и так необычайно.

Рассказывают также и о том, как он безошибочно предсказывал землетрясения, быстро останавливал повальные болезни, отвращал ураганы и градобития, укрощал реки и морские волны, чтобы они открыли легкий переход ему и спутникам; а у него это переняли Эмпедокл, Эпименид15 и Абарид, которые тоже все делали подобное не раз, как это явствует из их сти­хов,— недаром Эмпедокл и прозван был Ветроотвратителем, Эпименид — Очистителем, Абарид — Воздухобежцем, как будто он получил в дар от Аполлона стрелу, на которой перелетал и реки, и моря, и бездо­рожья, словно бежал по воздуху. Некоторые думают, что то же самое делал и Пифагор, когда в один и тот же день беседовал с учениками и в Метапонте и в Та-вромении. А песнями, напевами и лирной игрой он унимал и душевные недуги и телесные; этому он на­учил и своих друзей, сам же умел слышать даже все­ленскую гармонию, улавливая созвучия всех сфер и движущихся по ним светил, чего нам не дано слышать по слабости нашей природы. Это подтверждает и Эм­педокл, говоря о нем так:

Жил среди них некий муж,

умудренный безмерным познаньем,

Подлинно мыслей высоких

владевший сокровищем ценным,

В разных искусствах премудрых

свой ум глубоко изощривший.

Ибо как скоро всю силу ума

напрягал он к Познанью,

То без труда созерцал

все несчетные мира явленья,

За десять или за двадцать

людских поколений провидя 16.

«Безмерное познанье», «созерцал несчетные мира явленья», «сокровище мыслей» и прочие выразитель­ные слова обозначают особенную и ни с кем не срав­нимую остроту и зрения, и слуха, и мысли в существе Пифагора. Звуки семи планет, неподвижных звезд и того светила, что напротив нас и называется Противоземлей17, он отождествлял с девятью Музами, а согласие и созвучие их всех в едином сплетении, вечном и безначальном, от которого каждый звук есть часть и истечение, он называл Мнемосиной.

Образ повседневной его жизни описывает Диоген. Он заповедовал всем избегать корыстолюбия и тще­славия, ибо корысть и слава больше всего возбуждают зависть, избегать также и многолюдных сборищ. За­нятия свои он начинал дома поутру, успокоив душу лирною игрою под пение старинных Фалетовых пеа­нов. Пел он также и стихи Гомера и Гесиода, считая, что они успокаивают душу; не чуждался и некоторых плясок, полагая, что здоровье и красивые движения на пользу телу. Прогулки он предпочитал не со многими, а вдвоем или втроем, в святилищах или в рощах, заме­чая при этом, что где тише всего, там и краше всего.

Друзей он любил безмерно; это он сказал, что у друзей все общее и что друг — это второй я. Когда они были в добром здоровье, он с ними беседовал, ког­да были больны телом, то лечил их; когда душою, то утешал их, как сказано, иных заговорами и заклинани­ями, а иных музыкою. От телесных недугов у него бы­ли напевы, которыми он умел облегчать страждущих, а были и такие, которые помогали забыть боль, смяг­чить гнев и унять вожделение.

За завтраком он ел сотовый мед, за обедом — про­сяной или ячменный хлеб, вареные или сырые овощи, изредка — жертвенное мясо, да и то не от всякой ча­сти животного. Собираясь идти в святилища богов и подолгу там оставаться, он принимал средства от голо­да и жажды; средство от голода составлял он из мако­вого семени, сезама, оболочки морского лука, отмыто­го до того, что он сам очищал все вокруг, из цветов ас-фоделя, листьев мальвы, ячменя и гороха, нарублен­ных равными долями и разведенных в гиметском меду; средство от жажды — из огуречного семени, сочного винограда с вынутыми косточками, из кориандрового цвета, семян мальвы и портулака, тертого сыра, муч­ного просева и молочных сливок, замешанных на меду с островов. Этому составу, говорил он, научила Деметра Геракла, когда его послали в безводную Ливию.

Поэтому тело его, как по мерке, всегда оставалось одинаково, а не бывало то здоровым, то больным, то потолстевшим, то похудевшим, то ослабелым, то ок­репшим. Точно так же и лицо его являло всегда одно и то же расположение духа — от наслаждения оно не распускалось, от горя не стягивалось, не выказывало ни радости, ни тоски, и никто не видел его ни смею­щимся, ни плачущим. Жертвы богам приносил он не­обременительно, угождая им мукою, лепешками, лада­ном, миррою и очень редко — животными, кроме раз­ве что молочных поросят. И даже когда он открыл, что в прямоугольном треугольнике гипотенуза имеет соответствие с катетами, он принес в жертву быка, сделан­ного из пшеничного теста,— так говорят надежней­шие писатели18.

Разговаривая с собеседниками, он их поучал или описательно, или символично. Ибо у него было два спо­соба преподавания, одни ученики назывались «матема­тиками», то есть познавателями, а другие «акусматиками», то есть слушателями: математиками — те, кто изу­чали всю суть науки и полнее и подробнее, акусматика-ми — те, кто только прослушивали обобщенный свод знаний без подробного изложения. Учил он вот чему: о породе божеств, демонов и героев говорить и мыслить с почтением; родителей и благодетелей чтить; законам повиноваться; богам поклоняться не мимоходом, а на­рочно для этого выйдя из дому; небесным богам прино­сить в жертву нечетное, а подземным — четное. Из двух противодействующих сил лучшую он называл Единицею, светом, правостью, равенством, прочнос­тью и стойкостью; а худшую — Двоицей, мраком, ле­визной, неравенством, зыбкостью и переменностью. Еще он учил так: растения домашние и плодоносные, и животных, не вредных для человека, щадить и не гу­бить; а вверенное тебе слово хранить так же честно, как вверенные тебе деньги.

Вещей, к которым стоит стремиться и которых следует добиваться, есть на свете три:  во-первых, прекрасное и славное, во-вторых, полезное для жиз­ни, в-третьих, доставляющее наслаждение. Наслаж­дение имеется в виду не пошлое и обманчивое, но прочное, важное, очищающее от хулы. Ибо наслаж­дение бывает двоякого рода: одно, утоляющее роско­шествами наше чревоугодие и сладострастие, он упо­доблял погибельным песням Сирен, а о другом, кото­рое направлено на все прекрасное, праведное и необ­ходимое для жизни, которое и переживаешь сладко и, пережив, не жалеешь, он говорил, что оно подобно гармонии Муз. Две есть поры, самые важные для размышлений: когда идешь ко сну и когда встаешь от сна. И в тот и в другой час следует окинуть взором, что сделано и что предстоит сделать, потребовать с себя отчета во всем происходящем, позаботиться о будущем. Перед сном каждый должен говорить себе такие стихи:

Не допускай ленивого сна на усталые очи,

Прежде чем на три вопроса

о деле дневном не ответишь:

Что я сделал? чего я не сделал?

и что мне осталось?

А перед тем, как встать,— такие:

Прежде чем встать от сладостных снов,

навеваемых ночью,

Думой раскинь,

какие дела тебе день приготовил.

Таковы были его поучения; главное же было — стремиться к истине, ибо только это приближает лю­дей к богу: ведь от магов он знал, что бог, которого они называют Оромаздом, телом своим подобен све­ту, а душою — истине. Учил он и другому — тому, что усвоил по его словам, от дельфийской Аристоклеи19. А иное он высказывал символически, по примеру по­священных (многое из этого записал Аристотель): на­пример, море он называл «слезой», двух небесных Медведиц — «руками Реи», Плеяды — «лирою Муз», планеты — «псами Персефоны», а звук от уда­ра по меди считал голосом какого-то демона, заклю­ченного в этой меди. Были символы и другого рода, вот какие: «Через весы не шагай», то есть избегай алчности; «Огня ножом не вороши», то есть человека гневного и надменного резкими словами не задевай; «Венка не обрывай», то есть не нарушай законов, ибо законами венчается государство. В таком же роде и другие символы, например: «Не ешь сердца», то есть не удручай себя горем; «Не садись на хлебную меру», то есть не живи праздно; «Уходя, не оглядывайся», то есть перед смертью не цепляйся за жизнь; «По торной дороге не ходи» — этим он велел следовать не мнени­ям толпы, а мнениям немногих понимающих; «Ласто­чек в доме не держи», то есть не принимай гостей болтливых и несдержанных на язык; «Будь с тем, кто ношу взваливает, не будь с тем, кто ношу сваливает»,— этим он велел поощрять людей не к празднос­ти, а к добродетели и к труду; «В перстне изображений не носи», то есть не выставляй напоказ перед людьми, как ты судишь и думаешь о богах; «Богам де­лай возлияния через ушко сосудов» — этим он наме­кает, что богов должно чтить музыкою и песнопениями, потому что это они доходят до нас через уши; «Не ешь недолжного, а именно ни рождения, ни приращения, ни начала, ни завершения, ни того, в чем первооснова все­го» — этим он запрещал вкушать от жертвенных живот­ных чресла, яички, матку, костный мозг, ноги и голову: первоосновой он называл чресла, ибо животные держат­ся на них, как на опоре; рождением — яички и матку, си­лою которых возникает все живое; приращением — ко­стный мозг, потому что он — причина роста для всяко­го животного; началом — ноги, а завершением — голо­ву, в которой высшая власть над всем телом.

Бобов он запрещал касаться, все равно как челове­ческого мяса. Причину этого, говорят, объяснял он так: когда нарушилось всеобщее и начало и зарожде­ние, то многое в земле вместе сливалось, сгущалось и перегнивало, а потом из этого вновь происходило за­рождение и разделение — зарождались животные, прорастали растения, и тут-то из одного и того же пе­регноя возникли люди и проросли бобы. А несомнен­ные доказательства этому он приводил такие: если боб разжевать и жвачку выставить ненадолго на солнеч­ный зной, а потом подойти поближе, то можно почувствовать запах человеческой крови; если же в самое время цветения бобов взять цветок, уже потемневший, положить в глиняный сосуд, закрыть крышкой и зако­пать в землю на девяносто дней, а потом откопать и открыть, то вместо боба в нем окажется детская го­лова или женская матка. Кроме бобов запрещал он употреблять в пищу и разное другое — крапиву, рыбу-триглу, да и почти все, что ловится в море.

О себе он говорил, что живет уже не в первый раз — сперва, по его словам, он был Евфорбом, потом Эфалидом, потом Гермотимом, потом Пирром и наконец стал Пифагором. Этим он доказывал, что душа бес­смертна и что, приняв очищение, можно помнить и про­шлую свою жизнь.

Философия, которую он исповедовал, целью своей имела вызволить и освободить врожденный наш разум от его оков и цепей; а без ума человек не познает ни­чего здравого, ничего истинного и даже неспособен ничего уловить какими бы то ни было чувствами, — только ум сам по себе все видит и все слышит, прочее же и слепо и глухо.

А для тех, кто уже совершил очищение, есть неко­торые полезные приемы. Приемы он придумал такие: медленно и постепенно, всегда одним и тем же обра­зом, начиная от все более мелкого, переводить себя к созерцанию вечного и сродного ему бестелесного, что­бы полная и внезапная перемена не спугнула и не сму­тила нас, столь давно привыкших к такой дурной пи­ще. Вот почему для предварительной подготовки ду­шевных очей к переходу от всего телесного, никогда нимало не пребывающего в одном и том же состоянии, к истинно сущему он обращался к математическим и иным предметам рассмотрения, лежащим на грани те­лесного и бестелесного (эти предметы трехмерны, как все телесное, но плотности не имеют, как все бестелес­ное),— это как бы искусственно приводило душу к потребности в [настоящей ее] пище. Подводя с помо­щью такого приема к созерцанию истинно сущего, он дарил людям блаженство,— для этого и нужны были ему математические упражнения.

Что же касается учения о числах, то им он занимал­ся вот для чего (так пишут многие, и среди них — Модерат из Гадира, в II книгах кратко изложивший мне­ния пифагорейцев). Первообразы и первоначала, гово­рил он, не поддаются ясному изложению на словах, потому что их трудно уразуметь и трудно высказать, оттого и приходится для ясности обучения прибегать к числам. В этом мы берем пример с учителей граммати­ки и геометрии. Ведь именно так учителя грамматики, желая передать звуки и их значение, прибегают к на­чертанию букв и на первых порах обучения говорят, будто это и есть звуки, а потом уже объясняют, что буквы — это совсем не звуки, а лишь средство, чтобы дать понятие о настоящих звуках. Точно так же учите­ля геометрии, не умея передать на словах телесный образ, представляют его очертания на чертеже и говорят: «вот треугольник», имея в виду, что треугольник — это не то, что сейчас начерчено перед глазами, а то, о чем этим начертанием дается понятие. Вот так и пи­фагорейцы поступают с первоначальными понятиями и образами: они не в силах передать словесно бесте­лесные образы и первоначала и прибегают к числам, чтобы их показать. Так, понятие единства, тождества, равенства, причину единодушия, единочувствия, всецелости, то, из-за чего все вещи остаются самими со­бой, пифагорейцы называют Единицей; Единица эта присутствует во всем, что состоит из частей, она со­единяет эти части и сообщает им единодушие, ибо причастна к первопричине. А понятие различия, нера­венства, всего, что делимо, изменчиво и бывает то од­ним, то другим, они называют Двоицею; такова природа Двоицы и во всем, что состоит из частей. И нель­зя сказать, что эти понятия у пифагорейцев были, а у остальных философов отсутствовали,— мы видим, что и другие признают существование сил объединяющей и разъединяющей целое, и у других есть понятия ра­венства, несходства и различия. Эти-то понятия пифа­горейцы для удобства обучения и называют Единицей и Двоицей; это у них значит то же самое, что «двоя­кое», «неравное», «инородное». Таков же смысл и дру­гих чисел: всякое из них соответствует какому-то зна­чению. Так, все, что в природе вещей имеет начало, се­редину и конец, они по такой его природе и виду назы­вают Троицей, и все, в чем есть середина, считают тро­ичным, и все, что совершенно,— тоже; все совершен­ное, говорят они, исходит из этого начала и им упорядочено, поэтому его нельзя назвать иначе, чем Трои­цей; и, желая возвести нас к понятию совершенства, они ведут нас через этот образ. То же самое относит­ся и к другим числам. Вот на каких основаниях распо­лагают они вышеназванные числа. Точно так же и по­следующие числа подчинены у них единому образу и значению, который они называют Десяткою [то есть «обымательницей»] (будто слово это пишется не «де­када», а «дехада»20). Поэтому они утверждают, что десять — это совершенное число, совершеннейшее из всех, и что в нем заключено всякое различие между числами, всякое отношение их и подобие. В самом де­ле, если природа всего определяется через отношения и подобия чисел и если все, что возникает, растет и за­вершается, раскрывается в отношениях чисел, а всякий вид числа, всякое отношение и всякое подобие заключены в Десятке, то как же не назвать Десятку числом совершенным?

Вот каково было использование чисел у пифагорей­цев. Из-за этого и случилось так, что самая первая философия пифагорейцев заглохла: во-первых, излага­лась она загадками, во-вторых, записана она была по-дорийски, а так как это наречие малопонятное, то ка­залось, что и учения, на нем излагаемые, не подлинны и искажены, и, в-третьих, многие, выдававшие себя за пифагорейцев, на самом деле вовсе таковыми не были. Наконец, пифагорейцы жалуются, что Платон, Арис­тотель, Спевсипп, Аристоксен, Ксенократ присвоили себе все их выводы, изменив разве лишь самую малость, а потом собрали все самое дешевое, пошлое, удобное для извращения и осмеяния пифагорейства от позднейших злопыхательствующих завистников и вы­дали это за подлинную суть их учения. Впрочем, это случилось уже впоследствии.

Пифагор со всеми друзьями немалое время жил в Италии, пользуясь таким почтением, что целые госу­дарства вверяли себя его ученикам. Но в конце концов против них скопилась зависть и сложился заговор, а случилось это вот каким образом. Был в Кротоне че­ловек по имени Килон, первый между гражданами и богатством, и знатностью, и славою своих предков, но сам обладавший нравом тяжелым и властным, а силою друзей своих и обилием богатств пользовавшийся не для добрых дел; и вот он-то, полагая себя достойным всего самого лучшего, почел за нужнейшее причаститься и Пифагоровой философии. Он пришел к Пи­фагору, похваляясь и притязая стать его другом. Но Пифагор сразу прочитал весь нрав этого человека по лицу его и остальным телесным признакам, кото­рые он примечал у каждого встречного, и, поняв, что это за человек, велел ему идти прочь и не в свои дела не мешаться. Килон почел себя этим обиженным и ос­корбился; а нрава он был дурного и в гневе безудер­жен. И вот, созвав своих друзей, он стал обличать пе­ред ними Пифагора и готовить с ними заговор против философа и его учеников. И когда после этого друзья Пифагора сошлись на собрании в доме атлета Милона (а самого Пифагора, по этому рассказу, между ними не было: он уехал на Делос к своему учителю Ферекиду Сиросскому, заболевшему так называемой вшивой болезнью, чтобы там ходить за ним и лечить его), то дом этот был подожжен со всех сторон и все собрав­шиеся погибли; только двое спаслись от пожара, Архипп и Лисид (рассказывает Неанф), и Лисид бежал в Элладу и стал там другом и учителем Эпаминонда. А по рассказу Дикеарха и других надежных писате­лей, при этом покушении был и сам Пифагор, потому что Ферекид скончался еще до его отъезда из Самоса; сорок друзей его были застигнуты в доме на собрании, остальные перебиты порознь в городе, а Пифагор, лишась друзей, пустился искать спасения сперва в гавань Кавлония, а затем в Локры. Локрийцы, узнав об этом, выслали к рубежу своей земли избранных своих ста­рейшин с такими словами к Пифагору: «Мы знаем, Пифагор, что ты мудрец и человек предивный, но за­коны в нашем городе безупречные, и мы хотим при них жить, как жили, а ты возьми у нас, коли что на­добно, и ступай отсюда прочь, куда знаешь». Повернув таким образом прочь от Локров, Пифагор поплыл в Тарент, а когда и в Таренте случилось такое же, как и в Кротоне, то перебрался в Метапонт. Ибо повсюду тогда вспыхивали великие мятежи, которые и посейчас у историков тех мест именуются пифагорейскими: пи­фагорейцами назывались там все те единомышленни­ки, которые следовали за философом.

Здесь, в Метапонте, Пифагор, говорят, и погиб: он бежал от мятежа в святилище Муз и оставался там без пищи целых сорок дней. А другие говорят, что когда подожгли дом, где они собирались, то друзья его, бросившись в огонь, проложили в нем дорогу учителю, чтобы он по их телам вышел из огня, как по мосту; но, спасшись из пожара и оставшись без товарищей, Пи­фагор так затосковал, что сам лишил себя жизни.

Бедствие это, обрушившись на людей, задело вме­сте с этим и науку их, потому что до этих пор они ее хранили неизреченно в сердцах своих, а вслух выска­зывали лишь темными намеками. И от Пифагора со­чинений не осталось, а спасшиеся Архипп, Лисид и остальные, кто был тогда на чужбине, сберегли лишь немногие искры его философии, смутные и рассеян­ные. В одиночестве, угнетенные случившимся, скита­лись они где попало, чуждаясь людского общества. И тогда, чтобы не погибла вовсе в людях память о фи­лософии и чтобы за это не прогневались на них боги, стали они составлять сжатые записки, собирать сочи­нения старших и все, что сами помнили, и каждый оставлял это там, где случалось ему умереть, а сыновь­ям, дочерям и жене завещал никому это из дому не выносить: и это завещание они долго соблюдали, пе­редавая его от потомка к потомку.

Можно думать (говорит Никомах), что недаром они уклонялись от всякой дружбы с посторонними, а взаимную свою дружбу бережно хранили и обновляли, так что даже много поколений спустя дружба эта в них оставалась крепка; доказательство этому — рассказ, который Аристоксен (по словам его в жизнеописании Пифагора) сам слышал от Дионисия, сицилийского тирана, когда тот, лишившись власти, жил в Коринфе и учил детей грамоте21. Рассказ этот таков. Жалобами, слезами и тому подобным люди эти гнушались более всего и улещиваниями, мольбами и просьбами — то­же. И вот Дионисий пожелал проверить на опыте, точно ли говорят, будто они и под страхом смерти сохраняют друг другу верность. Сделал он так. Он при­казал схватить Финтия и привести к себе, и Финтию он заявил, что тот повинен в преступном заговоре, изобличен и приговорен к смерти. Финтий ответил, что, коли так решено, он просит отпустить его лишь до вечера, чтобы кончить все дела свои и Дамоновы: он Дамону товарищ и друг, и притом старший, так что главные их заботы по хозяйству лежат на нем. Пусть его отпустят, а Дамон побудет заложником. Дионисий согласился; послали за Дамоном, он услышал, в чем дело, и с готовностью остался заложником, пока не вернется Финтий. Изумился Дионисий; а те, кому первому пришло в голову такое испытание, потеша­лись над Дамоном, не сомневаясь, что он брошен на верную смерть. Но не успело закатиться солнце, как Финтий воротился, чтоб идти на казнь. Все были по­ражены; а Дионисий принял обоих в объятия, расцело­вал и просил их принять его третьим в их дружеский союз, но как он об этом ни умолял, они не согласились. Все это Аристоксен, по его словам, слышал от самого Дионисия. А Гиппобот и Неанф рассказывают это о Миллии и Тимихе22.

КОММЕНТАРИИ

Порфирий (ок. 232 — ок. 301 гг. н. э.) — ученик Пло­тина, располагал для своей биографии Пифагора приблизи­тельно теми же материалами, что и Диоген Лаэртский, но в своем изложении уже гораздо больше внимания уделяет ле­гендам о волшебстве и чудотворстве Пифагора.

1 Ср. выше у Диогена, VIII, 1.— 416.

2 Семь наук (обычно — грамматика, риторика, диалек­тика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) — эн­циклопедический канон, сложившийся в поздней античнос­ти.— 416.

3  Синхронизация «расцвета» Пифагора с его переселе­нием в Италию.— 417.

4 Имя Астрей означает «звездный».— 417.

5 Так греки осмысляли демотическое, иератическое и иероглифическое письмо Древнего Египта.— 418.

6 Забрат, или Зарат,— искаженное имя Зороастра — Заратуштры.— 418.

7 См. у Диоген. VIII, 2 и Геродот. Ист. IV, 95.— 418.

8 Смерть  Аполлона — осколок древнейших мифов, в которых Аполлон выступает как умирающее божество природы.

Триоп — сын Посидона, правнук Эллина, прародителя эллинского народа.— 418.

9 Идейские дактили (от Иды, горы на Крите) — де­моны, чтимые на Крите; считалось, что они научили людей пользоваться огнем и железом.— 418.

10 Древнейший хтонический миф о смерти и воскреше­нии Зевса-Загрея, растерзанного титанами.

Всесожжение — особенно торжественная жертва бо­жеству, когда сжигалось на алтаре жертвенное животное целиком, а не только несъедобные части.— 418.

11 Четверка считалась священным числом как последний член прогрессии 1+2+3+4=10, первый квадрат («число справедливости») и основа деления на 4 времени года, 4 возраста и т. д. — 419.

12 Гомер. Ил. XVI, 51—60.— 420.

13  Искаженное Кае, река в Метапонте. У Диогена Ла-эртского (VIII, II) название другое. — 430.

14 См. прим. 8 к VIII, И. Об Абариде подробнее см.: Ге­родот. Ист. IV, 36.—420.

« СМ. VIII, 60 (об Эмпедокле), 1 (об Эпимениде).— 421.

16 Эмпедокл, фр. 129 (пер. Г. Якубаниса).— 421.

17 Напротив нас, т. е. по другую сторону огня, образую­щего центр мироздания: поэтому Противоземля невидима нам.— 421.

18  Ср. прим. к VIII, 12. — 422.

19 У Диогена Лаэртского (VIII, 8 и 21) — Фемисток-лея.— 423.

20 От глагола dechoinai (принимать).—425.

21  После падения тирании в Сицилии в 343 г. до н. э. - 426.

22  Окончание биографии не сохранилось.— 426.

Пифагор и Древний Египет

Пифагор (580-500 до н.э.) воспринимал числа как Божественные Понятия, идеи Бога, который создал Вселенную бесконечного разнообразия, упорядоченную по принципу чисел. Эти же принципы были указаны несколькими столетиями раньше в заголовке египетского папируса Rhind, в котором были приведены правила для исследования природы и познания всего сущего, тайн и секретов мироздания. Знаменитый Лейденский папирус также подтверждает, что символизм числа практиковался в Египте, как минимум начиная со времен Древнего Царства. Лейденский папирус включает в себя широкое описание принципиальных аспектов античных мифов творения. Система исчисления, приведенная в папирусе, определяет принципы создания и соответствия между явлением и его неявным символическим числом. И Пифагор, и Платон неоднократно упоминали, что почерпнули теорию чисел из наследия Древнего Египта. Платон, особенно в труде Timaeus, подчеркивал, что является пифагорейцем, подобно тому, как в 3-м, 4-м и 5-м столетиях н.э. поклонники его трудов именовали себя неоплатониками.

Александр Лукашенко: Это наша Россия. Это наша земля, там живут наши люди, русские люди такие же, как и мы. Мы один народ

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в интервью РИА Новости и телеканалу Russia Today рассказал о своем видении интеграции России и Белоруссии, отношениях с Евросоюзом и Венесуэлой, а также о том, как он видит свое будущее и будущее своей страны через 10 лет.

Беседа с Лукашенко стала первой из серии интервью с лидерами СНГ в рамках совместного проекта РИА Новости и Russai Today, приуроченного к неформальному саммиту СНГ в конце февраля. Саммит станет последней встречей президента РФ Владимира Путина с лидерами стран постсоветского пространства в ранге президента России.

Беседовали Максим Филимонов (РИА Новости) и Александр Гурнов (Russia Today).

- Александр Григорьевич, саммит, на который вы едете, будет вашей последней встречей с Путиным в качестве главы российского государства. Что вы ждете от этой встречи? Наверняка, вы будете подводить какие-то итоги. За те восемь лет, что вы с Путиным договаривались о строительстве Союзного государства, чего достигли, что разочаровало, чем недовольны сегодня?

 Во-первых, вряд ли мы будем обсуждать проблему строительства союзного государства в этот раз. Скорее всего, как вы правильно сказали, этот саммит будет посвящен подведению итогов работы Содружества за истекшие годы, в том числе и за время президентства Владимира Владимировича Путина. Россия была и есть центром, вокруг которого формируется и должно формироваться наше объединение в рамках Содружества независимых государств. Другой вопрос, что удалось России. Наверное, не очень много, положительных итогов, но они есть.

Во-вторых, поскольку Россия, как я уже сказал, является центром в СНГ, уход президента Путина - это тоже важное событие. И, я думаю, что этот второй вопрос - как раз неформальный - будет иметь серьезное значение в том плане, что преемственность в СНГ должна быть соблюдена. Поэтому я не исключаю, что и другие должностные лица будут присутствовать на этой неформальной встрече.

Но не обойдется и без обсуждения деловых вопросов. Я не думаю, что мы будем в этот раз обсуждать какие-то глобальные вопросы, которые волнуют отдельные государства. Скорее всего, как это обычно бывает, в узком, закрытом кругу, каждый президент ставит острый, наболевший вопрос. И эти вопросы будут выслушаны и обсуждены.

- Основным политическим вопросом между Россией и Белоруссией является строительство союзного государства. И в мире существуют разные модели интеграции. Какая модель Вам наиболее близка и какая, на ваш взгляд, наиболее соответствует интересам Белоруссии?

- Вы знаете, модель определена в договоре, который сегодня действует. К сожалению, он не по всем статьям выполняется. Я не хотел бы даже сейчас говорить о модели - федерация, конфедерация, союз... Тем более, что мы также несколько раз об этом говорили, особенно белорусская сторона, и в договоре это тоже определено. Это - союз наших государств; это - создание общих институтов правления с передачей им определенных функций. Мы стоим за то, чтобы передать наднациональным органам не меньше функций, чем сегодня прописано в действующем договоре. Нам надо принимать Конституцию, и там все четко прописывать. Но, создавая Конституцию (а принимать ее придется на референдуме, как это записано в договоре) надо сделать так, чтобы Конституция была ни в коем случае не слабее ныне действующего договора.

Вот здесь столкнулись определенные интересы. Россия увидела в договоре вещи, неприемлемые для нее. Владимир Владимирович, по-моему, на последней пресс-конференции говорил о том, что ряд вопросов может породить борьбу, как это было когда-то в Советском Союзе. Я не согласен с таким подходом. Надо делать так, чтобы это не породило каких-то конфликтов. Или вот говорят, что Татарстан выйдет из состава России, если пойти на равноправный союз с Белоруссией. Я считаю, что волков бояться - в лес не ходить.

И потом, никто никого не тащил за руку и не заставлял подписывать тот договор, который сегодня действует. Для нас, например, неприемлема форма включения Белоруссии в состав России. Это будет как Чечня, но на Западе. У нас тут кое-кто руки потирает и ждет, когда мы "сдадим" независимость. Мы же даем козырь тем, кто хочет погреть руки здесь, в спокойной и тихой Белоруссии. Зачем сегодня ставить вопрос о включении Белоруссии в состав России? Такого вопроса в повестке дня никогда не стояло, и этого делать ни в коем случае нельзя.

Моделей, правильно сказали, много. Но главный принцип любого союза - это равноправие. Иначе он не жизнеспособен. И потом, знаете, если бы мы выстраивали только Союз с окончательной ориентацией на Белоруссию и Россию - это одно. Но мы хотели показать пример другим.

- Недавно на встрече с министром Лавровым вы заявили, что Беларусь готова к принципиальной координации своей внешней политики с Россией. Внешняя политика страны - это часть суверенитета. Это означает какой-то новый шаг в строительстве союзного государства?

- Вы знаете, если бы мы работали по другим направлениям точно так, как работают дипломаты и военные, сегодня не было такой остроты в отношениях. У нас уже разработан, по-моему, третий план совместных действий во внешней политике. Мы учитываем интересы Российской Федерации, действуем в ключе российской внешней политики и не считаем это зазорным. В то же время Российская Федерация как никакая другая страна поддерживает нас практически по всем вопросам в международных организациях. Если там кто-то из государств решил против Белоруссии санкции какие-то ввести, накат какой-то осуществить очередной, Россия всегда первой грудью защищала Беларусь, и это делали дипломаты. Поэтому здесь у нас единая политика, прописанная в плане совместных действий. В этом ничего чрезвычайного нет. И так мы здесь тесно сотрудничаем. Оказывается, не надо входить в состав России, чтобы Беларусь, к примеру, проводила идентичную внешнюю политику, как и Российская Федерация по всем направлениям.

- Вы привели в пример военных и дипломатов как людей, которые активно работают над общими интересами. Что бы вы могли сказать о финансистах и экономистах? Скажем, вопрос единой валюты, единого рубля, единого эмиссионного центра уже не решается многие годы? Какие здесь сложности? И когда можно рассчитывать на какой-то прогресс?

- Когда я сказал о том, что нам, прежде всего, надо принять Конституцию, то действительно, без Конституции не может быть государства. Но финансовая система и платежная система, валюта - это одно из фундаментальных положений Конституции. Спрашивается, почему мы в комплексе не хотим решить эту проблему в Конституционном акте? А уже все сроки принятия его прошли. Мы вносили несколько вариантов Конституционных актов. Единственное условие - не слабее, чем ныне действующий договор. Россия торпедирует принятие, не хочет принимать Конституционный акт.

Нам начинают говорить: слушайте, давайте мы вам отдадим российский рубль, введем его на территории Белоруссии. На что я говорю, давайте в комплексе решать вопрос. Какие у нас будут рычаги, чтобы воспользоваться этим рублем, чтобы защититься, если нужно? Мы же не знаем, какая наша роль, и в каком государственном объединении мы введем этот рубль? Дом надо строить с фундамента, а не с крыши. Принимаем Конституционный акт, определяемся, как будем жить дальше, и в этом Конституционном акте мы пропишем, какая будет валюта.

Не обязательно российский рубль. Это, может быть, будет какая-то наша общая валюта: не российский рубль, не белорусский рубль. Российский рубль можно было бы использовать как валюту переходного этапа, а затем мы договариваемся о том, что это будет иная валюта. Опять же, с расчетом не только Белоруссию и Россию, но, откровенно говоря, мы тогда предполагали, что и Украина может присоединиться к этому Союзу.

Вы знаете, я думаю, что нельзя опускать руки, и говорить, что Украина для нас чужая, завтра она в НАТО, как это часто звучит в российских средствах массовой информации. Честно скажу, за Украину нужно бороться. Это наша страна, это наши люди.

- Вы, на самом деле, всегда были таким «героическим» политиком, который вот уже много и много лет держит корабль Белоруссии, отчаянно гребя против течения, не давая ему прибиться ни к тому, ни к другому берегу. Но вот сегодня мы видим, что, несмотря на разговоры и громкие слова о союзе с Россией, пошли какие-то реальные шаги по вашему сближению с Европой, с Евросоюзом? Мне бы очень хотелось понять: ваши последние реверансы в сторону Евросоюза отражают измерение курса или вам это нужно как аргумент в спорах в Кремле?

- Никакого нового курса нет, и даже речи быть не может об изменении. Оно было так и раньше. Возьмите наши официальные документы, возьмите послание парламенту. Я там четко говорю о многовекторности нашей политики, иначе нельзя, потому что мы находимся в центре Европы, у нас на территории расположен географический центр Европы. Как птица на одном крыле не может лететь, разве мы можем не ориентироваться на Европу. Не можем, особенно сейчас.

Европейский Союз - второй партнер по товарообороту с нами. И мы все время наращиваем туда экспорт. Когда я стал президентом, у нас было около 85% экспорта шло в Россию, сейчас - меньше половины. Произошла диверсификация, и это хорошо. Последние события показали, что в связи с суперпрагматичной позицией, которую заняли руководители Российской Федерации, нельзя ориентироваться на один рынок, даже если это твое братское, близкое государство.

Прагматизм двусторонний должен быть. Ну какой это прагматизм, если нам сегодня ни копейки никто не платит за ту роль, которую мы играем в обороноспособности Российской Федерации. Вы хотите ее недооценить? Я часто говорю: «За Москвой на Западе у вас какие части? Никаких, кроме белорусских».

И мы от этого не отказываемся. Более того, я публично у себя говорил о том, что мы не собираемся никого ни в Чечню посылать, как нас оппозиция упрекает, и прочее, нас туда никто не зовет, там россияне сами справятся. Но за Россию в Беларуси мы будем биться как за свою землю. Я об этом прямо говорю. Танки через нас не пройдут, образно говоря, на Москву.

Но это же дорогого стоит. Я всегда провожу параллель. Посмотрите, Соединенные Штаты Америки и Израиль, они им столько денег дают, сколько нужно. Я не прошу, чтобы нам давали деньги. Я всегда говорил: «Давайте прекратим это ценовое давление по газу. Давайте мы вам отработаем эти деньги». Это касается и обороны, и военных объектов. Да и перспективы, особенно в плане системы противоракетной обороны, вы прекрасно знаете. Сейчас роль Белоруссии возросла в связи с этим во сто крат. Это тоже дорого стоит.

Но нам говорят, это ничего не стоит. А вот природный газ, нефть и так далее стоит, и тут можно нарушить все договоренности, которые между нами были. С американцами нельзя нарушать, с Польшей, Европой нельзя нарушать, а вот с Беларусью можно. Можно растоптать все, можно ввести пошлины на нефть в едином экономическом пространстве. Это противоречит всем договорам и соглашениям.

Это журналисты не замечают, а увидели, что Лукашенко изменил курс в связи с освобождением оппозиции. Этот предмет претензий к нам не стоит выеденного яйца: пять или шесть человек, которые осуждены по Уголовному кодексу, и сроки у них заканчиваются. Ну хотят они своих людей, которых финансировали и кормили, поддержать, - молодцы. Они своих не бросают. Мы можем сделать этот шаг для того, чтобы нормализовать отношения с Европой. И я открыто это говорю. А почему у нас должны быть плохие отношения с Европой?

У нас не должно быть плохих отношений ни с Российской Федерацией, ни с Европой. Мы же не заигрываем, как некоторые государства, с США и Европой, говоря, что мы в НАТО вступим, и под Смоленском танки НАТО будут стоять. Мы никогда себе такого позволить не можем. Лукашенко как был ваш человек, так и остался пророссийски настроен. И не ищите здесь человека, который так любил бы нашу Россию, как Лукашенко.

Просто я вам скажу откровенно, если уж вы хотите знать, в чем причина проблем. Лукашенко стал слишком популярным в свое время в России. Надо было российскому руководству его принизить. «Допринижались» до того, что чуть не угробили отношения с самым близким государством. Я сам себе удивляюсь, что я это выдержал. Ну как можно терпеть, когда тебя твои родные братья, друзья, к которым ты с открытом забралом всегда шел и поддерживал, тебя начинают по полной программе задавливать. Это что нормально? Это не нормально. Некоторые политики договорились до того, что мы чуть ли не на стороне немцев воевали в годы Великой Отечественной войны. Каждый третий человек погиб здесь, защищая наше Отечество. И, оказывается, мы на стороне немцев воевали.

Да, мы боремся за Россию. Это наша Россия. Это наша земля, там живут наши люди, русские люди такие же, как и мы. Мы один народ, и из этого надо исходить. Никакого здесь изменения курса нет, он всегда был таким, он формализован, он официально признан. И в Белоруссии он не вызывает никаких вопросов. Мы очень имеем хорошие с Россией, у нас блестящие с Украиной отношения. У нас с Европейским Союзом должны быть нормальные отношения - это наш сосед. Соседей не выбирают - они от Господа.

- Вы говорите, что одной из причин того, что тормозится строительство союзного государства - желание России снизить вашу популярность. А есть ли у Вас амбиции стать руководителем этого наднационального образования? Откуда возникло опасение вас как сильного политика на российском политическом пространстве?

- Я Вам просто по-мужски, по-человечески отвечу. Мы создали некое объединение, к примеру, союз, к которому стремимся. И там будут наднациональные органы. Вы что считаете, что только у российских руководителей должны быть амбиции, чтобы возглавить это объединение. Ответ ясен. Я бы не был политиком, и не был бы политиком Путин, или Медведев, которые бы в этом плане не стремились играть какую-то роль в руководстве этим объединением.

 Что касается легенды, рожденной в свое время еще при Борисе Николаевиче (Ельцине), что Лукашенко стремится в Кремле шапку Мономаха схватить и унести в Минск, - это полный бред. Шло запугивание и нагнетание страстей вокруг Бориса Николаевича и других, и это мнение прижилось хотя об этом сейчас меньше говорят. Это юридически невозможно.

- Вы коснулись вопроса внешней политики, и в том числе координации, похвалили совместную работу дипломатов. Какой будет реакция Минска на объявление независимости Косово? Какое ваше отношение к этой ситуации?

- Мы абсолютно поддерживаем ту точку зрения, которая высказана российскими дипломатами. Я слышал заявление российского МИД и абсолютно его поддерживаю.

Мне очень близка эта тема. Я единственный президент, который в войну летал в Югославию. Меня, конечно, российские СМИ «пристегнули» к Милошевичу. Да, это был президент Югославии, как мы сейчас понимаем, патриот, не совсем плохой был президент, не чужой нам. Но почему-то сделали его одиозной фигурой. Западу надо было это, и россияне тогда подпевали Западу. Но я там был, я видел горе и страдания Югославии, Сербии. Я очень хорошо тогда познакомился с проблемой Косово.

Оригинальность моего сегодняшнего заявления будет состоять в том, что вот я могу сказать россиянам, прежде всего, да и нас это касается, может быть, Украины, и всех тех, кто был против бомбежки Югославии: «Не поздно ли мы за это взялись?». Вот тогда надо было не допустить раздела Балкан. Тогда надо было защищать Югославию. И у нас с Россией для этого было все. Сегодня поздно песни петь. Процесс уже начался давно, он идет - Черногория ушла, республики другие ушли. Осталось Косово. Это же продолжение раскола. Что уж мы тут кричим? Мы потеряли свое влияние там уже давно. Мы, честно говоря, предательски отнеслись тогда к нашему братскому славянскому народу. Тогда надо было этого не допустить, и сегодня не было бы вопросов по независимости и так далее. Можем ли мы повлиять на этот процесс? Нет, не можем, и давайте скажем это откровенно.

Европа ведет себя, не говоря уж об американцах, несолидно: сплошные двойные стандарты. Они упрекают, прежде всего, Россию, что неправильная позиция в Абхазии, в Южной Осетии, в Приднестровье. А это что, правильная? Поэтому все эти усилия, которые делаем мы и Россия, абсолютно справедливы. Но я еще раз подчеркиваю - поздно. Процесс давно начался.

- Заканчивается.

- Совершенно верно, он уже заканчивается, мы бьем по хвостам.

- В ходе нашего интервью упоминали, что Россия ведет себя не очень красиво с экономической точки зрения, вводя пошлины на нефть, и в газовом вопросе. В прошлом году были приняты ряд таких решений, начиная от пошлин, заканчивая новыми ценами на газ. Как белорусская экономика выдержала все эти испытания?

- Очень просто. Миллиарда три, наверное, нам пришлось изъять живых денег из экономики и заплатить. Это большие деньги для Белоруссии. Для России это вообще никакие деньги при нынешнем потоке валюты в страну.

На экономике это очень серьезно отразилось. Природный газ подорожал в два раза одномоментно. Мы просчитывали все это, но когда мы честью вышли из этой ситуации, я как человек был поражен. Но нам грозят сейчас двойным повышением цен на газ течение этого года. Ну и скажите, какое же нам союзное государство строить, если сегодня доходность "Газпрома" по Белоруссии примерна такая, как в Германии. Чем же мы так провинились перед россиянами, что нас поставили в ряд с немцами.

Я еще раз подчеркиваю - мы не нахлебники. Мы по самым низким, можно сказать, бросовым ценам половину всего, что производим, а раньше больше половины, поставляем в Россию, где наш товар раскупался в мгновение. Это и продукция сельского хозяйства, и продукты питания, легкая промышленность.

- Может быть, экономическими действиями вас пытаются подтолкнуть к каким-то политическим решениям?.

- Нет, вы знаете, это очень вредная позиция. Мы никогда на этот шантаж не пойдем. В окопы пойдем, в землянке умирать будем, но на такой шантаж мы не поддадимся. Ладно бы, это американцы делали, которые нас крепко не любят. Но со стороны своих братьев мы этого не потерпим.

- Еще один международный вопрос. Ваша дружба или, так скажем, близкие отношения с Уго Чавесом и с этой страной, с чем связаны? Человек достаточно одиозный, достаточно известный в мире, достаточно пассионарный политик. У Вас с ним вот просто какая-то личная приязнь, симпатия друг к другу, или что-то еще связывает две страны, так далеко находящиеся друг от друга?.

- Я хочу сказать, что у российского президента с Уго Чавесом отношения не хуже, чем у меня с ним. Вот вы сказали, что Чавес - одиозный человек. Неправда. Вы когда-нибудь встречались с ним?

- Нет, с Чавесом не встречался.

- Очень жаль. Повстречайтесь. Вы увидите умного человека. Да, он, как латиноамериканец, горячий и ведет себя соответственно. Но это умница. Поверьте мне, это не потому, что он человек, которого я очень уважаю, с которым мы дружны.

Почему у нас с ним хорошие отношения? Диверсифицировать, в том числе и импорт энергоресурсов надо. Надо где-то зарабатывать деньги. Конечно, нам бы было проще и удобнее заработать эти деньги в России. Зачем скважины бурить в Венесуэле, если в России непочатый край работы? Мы могли бы добывать определенное количество нефти, взамен этого отдать России трубопроводы, на которые она претендует. Берите, пожалуйста, мы не против. Вы же и продаете по этим трубам нефть и газ. Но, пожалуйста, вы наши интересы соблюдите. Дайте нам возможность, как американцам и другим, работать в России, мы сами добудем нефть, разделим продукцию по закону, отдадим вам, что положено, и заработаем себе. Это же нормально.

И такой подход был Путиным года три-четыре назад поддержан, мы в Сочи договаривались. Но прошло столько времени, движения нет. Почему? Я тоже задавал вопрос. Вы что хотите, как удавку набросить эти газ и нефть и держать нас на коротком поводке. Я тоже такой вопрос руководству России задавал. Если это так, это неправильная позиция.

Словом, нам надо диверсифицировать не только экспорт, но и импорт. Это нормально. И мы ищем такой способ диверсификации. В Азербайджане они пошли нам навстречу, они готовы поставлять сюда нефть, особенно при таких высоких ценах, надо вернуться еще раз к этому вопросу в этом году. Мы с Ираном договорились - уже осваиваем там месторождения. И с Венесуэлой. То есть там, где это возможно.

Я еще раз подчеркиваю, если бы это было в России, мы бы, наверное, не поехали в Венесуэлу добывать нефть. Мы бы с ним там другие отношения строили. Но что очень выгодно с Венесуэлой - Чавес не просто нам дал самые выгодные месторождения. Он нас впустил в те скважины, которые уже действуют.

У нас СП создано, которое продает по всему миру эту нефть. Нам сказали: «Вот вы хотите заработать. Вот действующее месторождение, создавайте с нами СП по нашим законам, добывайте нефть». И через два месяца мы уже добывали нефть. Просто нам вырезали кусок месторождения и говорят, вот берите, торгуйте, добывайте. Но дайте нам и технологии, которыми обладает Беларусь. Мы уникальными технологиями обладаем. Понимаете, 700 метров скважина. Вот они забрали основную нефть и бросили эту скважину, у нас есть технологии оживить эти скважины. Наши ученые и специалисты - очень сильные.

Чавес это попросил. Но самое главное, Венесуэла, которая сегодня захлебывается от валюты, не имеет другой экономики. Нет реального сектора экономики: ни автомобилей, ни велосипедов, ни мотоциклов, ни одежды, ни холодильников, ни бытовой техники, ни телевизоров. Ничего нет. Это же колония была. Венесуэла получала один доллар с тонны нефти. Все вывозилось за бесценок. Пришел Чавес, все расставил на свои места, начал действовать в интересах собственного народа. Кому это понравится? До сих пор американцам не нравится. А они хозяева в мире. Вот отсюда и эти определения «одиозная личность». Никакой он не одиозный, смелый, решительный человек, который хочет своему народу добра.

Мы ему предложили многое. У нас прекрасные строители. Предложили построить в Каракасе. Мы им спроектировали один участок, несколько вариантов проекта сделали. Они согласились, сейчас уже наши строители туда начинают выезжать для того, чтобы строить. У них сельскохозяйства нет.  Они заводят почти все продукты питания. Земли - сколько угодно, но не знают, как это организовать. Хорошо, говорим мы, давайте мы вам построим несколько частных сельскохозяйственных предприятий. И давайте мы вам несколько кооперативов построим. Мы им строим несколько таких кооперативов. Пусть они выбирают, что им надо - или частное, или кооперативное направление в сельском хозяйстве. Мы создаем сборку автомобилей, тракторов, автобусов - все им надо. Но это же для нас хороший заработок. Почему мы от этого должны отказываться. Хоть Венесуэла и далеко. Наши специалисты поедут, будут работать. Кстати, я не знаю, чего там надо России. "ЛУКОЙЛ" рядом с нашими месторождениями добывает нефть. Чего им туда лезть, если в России нефти хватает? Правильно делают, это выгодно. Если есть возможность заработать, почему не заработать. А вообще эта страна сказочно богата. Это можно сказать мини-Россия. Там есть все - от железных руд до огромных запасов нефти и газа.

- Таким образом вы выступаете как инвестор в зарубежную экономику. В то же время некоторые иностранные инвесторы критикуют Белоруссию за закрытость ее экономики для иностранных инвесторов и не очень дружественное законодательство, ну, скажем, в сфере трудовых отношений.

- У нас сегодня предостаточно инвестиций, я критикую свое правительство за то, что когда к нам приезжают бизнесмены, мы не можем им предложить хорошие проекты. Мы предлагаем проекты, только они, знаете, хотели у нас что-то приватизировать. И желательно, конечно, предприятия типа калийного комбината, который сегодня 1,5 миллиарда в год дает дохода. А зачем мне его приватизировать, если мы там пока справляемся. Зачем? Они хотели бы железные дороги, трубы и прочие лакомые куски экономки.

Мы создали самые лучшие условия для инвестиций и создания новых предприятий. Вот вы хотите, допустим, сегодня создать новое предприятие. Конечно, которые не будут недобросовестно конкурировать с нашими предприятиями. Допустим, мы выпускаем большегрузные автомобили. Ну придет сюда КАМАЗ и скажет: «Мы построим завод». Или Komatsu тоже такие автомобили захочет выпускать. Зачем? Давайте подумаем, может, СП создадим. А вообще, может быть, не надо. Мы 30% рынка большегрузных автомобилей держим. Чего же тут нам торопиться.

Но новым предприятиям полная поддержка. С другой стороны, мы не все инвестиции здесь принимаем. У нас экономика развивается, мы первыми достигли и превзошли в два раза советский уровень, и России еще этот уровень надо достичь. Нам нужно научиться продавать - вот что самое главное. И мы будем значительно богаче, чем сейчас. Мы научились качественные товары делать. Они конкурентоспособны, особенно в пространстве СНГ. И тракторы, и автомобили, и химия, и нефтехимия, - все это востребовано на мировых рынках. А если бы вы спросили, откуда у вас деньги, чтобы инвестировать в Венесуэлу, я вам скажу, что мы все делаем за счет венесуэльских денег. Мы туда свои деньги не везем. Они создают фонд. Вот на этот год - 0,5 миллиарда долларов. Мы их даже освоить не сможем.

- И еще один вопрос. Вы, Уго Чавес так легко говорите, Чавес - мой друг, Путин - мой друг. Меня всегда интересовало, в политике это какое-то звание типа "Почетный гражданин города Минска" или это что-то напоминающее обычную человеческую дружбу. Вы вместе выпиваете, друг другу обои помогаете клеить, детей на выходные подбрасываете. Что это: политик-президент - мой друг?

- У нас отношения (с Путиным) таковы, что мы можем и обои клеить, но детей нам не надо подбрасывать. Есть кому смотреть и у него, и у меня. Или например, встречаются два президента, допустим, президент Украины и президент России. Они обсуждают принципиально по-деловому некоторые вопросы. И уровень обсуждения дошел до какой-то границы и остановился. У нас этой границы нет. Мы можем с государственных вопросов перейти на личные и абсолютно по-дружески упрекнуть там кого-то, попросить чаю налить.

- То есть, выход за рамки дипломатического протокола.

- Абсолютно.

- А это помогает или мешает?

- Это помогает.

- А мешать не может?

- Нет.

- А вы на горных лыжах с Путиным катались?

- Да.

- А кто лучше на горных лыжах, вы или Путин?

- Я думаю, что он лучше катается.

- Но вы по прямой дадите фору?

- Он не бегает на обычных лыжах. Он на горных лыжах, всю жизнь на них. А я, благодаря ему и Назарбаеву, встал на лыжи, будучи президентом.

- В каких понятиях вы бы охарактеризовали Белоруссию через год и через десять лет, и где Вы видите место вашей страны в мире и как вы видите свою роль?

- Свою роль через 10 лет? Тоже откровенно скажу, мне никто не мешает как уйти с должности президента, так и остаться здесь. Это все будет зависеть от обстоятельств. Как говорится, поживем - увидим. Но все в руках конкретного человека, в том числе и моих. Скажу прямо, я не цепляюсь за эту должность, наелся. Будет здоровье и силы, и народ будет терпеть, буду работать. Не будет терпеть, конечно же, не буду работать, даже если и силы будут, я в этом отношении очень самолюбивый человек.

Свою страну я вижу стабильным государством, где будут жить не 10 миллионов человек, а может быть, 13 миллионов. А нам надо миллионов 25-30. Вот тогда это полная независимость и суверенитет, потому что земли много, как и в России, а населения 10 миллионов на такую территорию маловато. Хочу, чтобы она была богатой страной, ничем не отличалась от богатых наших соседей - Германии и т.д. Я хотел, чтобы было государство с молодым лицом, чтобы побольше было молодежи. Ну что может президент, любящий свою страну, желать своей стране. Точно так же, как и вы для своей семьи. Я хочу, чтобы такой страна оставалась, я хочу, чтобы она была гордой и самодостаточной.

- И независимой?

- Естественно. Она всегда будет независимой, и я вам должен сказать, как это ни странно прозвучит, основным фактором нашей независимости является Россия.